Муниципальное казенное учреждение

"Городской методический центр" 

 

Городское методическое объединение учителей,

ведущих комплексный учебный курс

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

Тема: "Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования, модернизации всех компонентов образовательного процесса"

 

Цель: организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации педагогов, направленной на развитие научно-методического обеспечения и повышение качества преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях города.

Задачи:

1. Организации совместной деятельности  учителей курса ОРКСЭ, направленной на выявление методологических и методических особенностей преподавания в соответствии с концепцией  курса.

2. Трансляция и распространение опыта успешной педагогической деятельности.

3. Информационное и методическое сопровождение введения курса ОРКСЭ.

 

План работы ГМО на 2013—2014 учебный год

Банк данных

Сведения о выборе модулей обучающимися  4-х классов в

2012-2013 уч. году.

Кадровый состав, преподающий курс ОРКСЭ в 2012-2013 уч. году.

УМК, по которым ведётся преподавание курса в 2012-2013 уч. году.

 

 

Нормативные документы

Федеральные документы:

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)

Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Письмо Минобрнауки от 8 июля 2011 г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».

Письмо Минобрнауки от 24 октября 2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».

Распоряжение от 28 января 2012 года № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Приказ Минобрнауки от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».

Приказ Минобрнауки от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312».

Письмо Минобрнауки от 9 февраля 2012 года № МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

               

Информация по введению курса в автономном округе размещена  на сайте Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры http://www.doinhmao.ru/religion

Сайт ОРКСЭ

http://orkce.org

В июне-июле 2012 года по

каждому модулю курса ОРКСЭ были разработаны методические пособия:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

 

 

Руководитель и куратор ГМО учителей курса ОРКСЭ: Улыбина Маргарита Николаевна, методист МКУ «Городской  методический центр»

Методические рекомендации по составлению рабочих программ 

   

Работа в рамках ГМО

 

 

 

        17 января 2014 года на базе МБОУ "Лицей им. Г.Ф. Атякшева" состоялось представление, посвященное празднику Рождества Христова. Обучающиеся 1-4 классов показали  спектакль: «Рождественская сказка».  Известно, что сказки не только развлекают, но и учат. Главный герой с помощью Ангела Послушания и Чистоты Души старается изменить не только себя, но и учит этому всех зрителей. Главная идея сказки - каждому человеку необходимо  искоренять в себе такие качества, как гордость, лесть, трусость, жадность, обман.

Школьники покорили зрителей не только артистическим мастерством, но и подготовленными подарками, сделанными своими руками, поздравив всех гостей, среди которых был настоятель храма Сергия Радонежского - протоиерей Алексий. Он также поздравил всех и вручил сладкие подарки всем детям.

 

 

 

         15 марта 2014 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» состоялось заседание городского методического объединения учителей, ведущих курс ОРКСЭ по теме: «Методы оценки результатов образовательной деятельности обучающихся в курсе ОРКСЭ», в рамках которого учителями начальных классов Алексеенко Е.Ф., Васиковой З.М. были проведены открытые уроки по темам:  «Икона» по модулю «Основы православной культуры», «Нравственные идеалы» по    модулю «Основы светской этики», соответственно. Учителя показали применение  различных форм и видов организации учебной  деятельности, при которых происходит целенаправленное включение обучающихся в обсуждение, самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением представлений о     морали и нравственности; создаются условия для позитивной         самостоятельной деятельности обучающихся, формируются умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

       Затем состоялось выступление Смирновой Л.В. по теме: «Оценка качества образовательных результатов при изучении   курса ОРКСЭ».

        Закончилось заседание традиционной дискуссией о значимости и необходимости ведения данного предмета. Подавляющее число педагогов отмечает, что в ходе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» изменились отношения между детьми. Дети стали добрее, вежливее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, окружающим. И главное мнение всех педагогов - введение нового предмета в обязательную школьную программу не должно закончиться в 4 классе, необходимо преподавать его в старших классах. 

         Сомнений в том, что это делать нужно, нет. 

 

 

Материалы работы ГМО

 

 Стародубцева Л.А., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Презентация к выступлению

   

 

 

 

 

Архив работы ГМО в 2012-2013 учебном году

 

12.12.2012 

 

       В целях организации совместной деятельности  педагогов общеобразовательных учреждений г. Югорска, способствующей решению педагогических задач и возникающих проблем, связанных с введением комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 12 декабря 2012 года состоялось первое заседание учителей ведущих данный курс (далее ГМО учителей курса ОРКСЭ).

          Основные вопросы заседания:

1. Планирование работы городского методического объединения учителей курса ОРКСЭ в 2012 – 2013 учебном году.

2. Организация методического сопровождения курса на сайте Центра.

 

 

31.01.2013

 

  

        31 января 2013 г. состоялось заседание городского методического объединения учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). Тему: «Методические и содержательные особенности преподавания курса. Формы и виды      организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ» представляли педагоги МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»:

Терехина Т.Л., учитель начальных классов:  «Особенности организации внеурочной деятельности»

Егорова О.В., педагог – психолог: «Методические аспекты преподавания  комплексного курса  «Основы религиозных культур и светской этики». Приемы работы с притчей»

Белоусова Н.А.,  учитель начальных классов: «Формы и виды организации учебной деятельности на уроках»

 

 

 

 

Открытые уроки  

 

                  В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» 14 марта и 15 марта 2013 года учителями начальных классов, ведущими  учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», Скрынник А.А. и Горбенковой Г.М. были проведены открытые уроки по темам:  «Честь и достоинство», «Стыд, вина, извинение», соответственно.

Учителя показали применение  различных форм и видов организации учебной     деятельности, при которых происходит целенаправленное включение обучающихся в обсужде­ние,  самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением представлений о морали и нравственности;  создаются условия для позитивной самостоятельной де­ятельности обучающихся, формируются умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Формы проведения уроков     различные: учебный диалог, иллюстративный ряд, работа над словом, текстом, моделирование проблемных ситуаций, использование приемов драматизации, применение электронных приложений к учебным пособиям,  различные словари. Дети с интересом работали над заданиями, исправляли друг друга, спорили,     составляли сами задания.

        Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса. Родители оказывают большую помощь в подборе иллюстративного материала, становятся сами    участниками уроков, что и продемонстрировала на своем уроке Г.М. Горбенкова. Хотелось бы сказать спасибо учителям за уроки, т.к. думали и искали правильные ответы не только дети, но и мы – гости урока.

 

Материалы работы ГМО

Урок светской этики по теме: Нравственный идеал  мужчины.

Стародубцева Л.А., учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2».

Презентация к уроку.

 

Материалы урока по теме: «Христианская семья детям» Кохно Н.Н., учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»:

Презентация к уроку.

Притча.

Памятка - помощница.

 

 

 

Помощь учителям-преподавателям курса ОРКСЭ

             Информация об организации сотрудничества государственных и муниципальных органов управления в сфере образования и религиозных организаций в процессе апробации комплексного курса, а также вспомогательные материалы для использования в преподавании основ религиозных культур содержится на сайтах религиозных организаций:

  1. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – http://www.patriarchia.ru

  2. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru

  3. Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru

  4. Российская ассоциация буддистов - http://www.buddhism.ru

  5. Федерация еврейских общин России - http://www.feor.ru

  6. Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

  7. Cайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru

  8. Cайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»